Святой Архангел Гавриил
   
По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна

Расписание богослужений

Как я пережил свой бесконечно долгий первый пост

Как я пережил свой бесконечно долгий первый пост
МОИСЕЕВ Евфимий, игумен
ДЕРЖАВИНА Людмила

Самым запоминающимся для меня был мой первый Великий пост. Это был 1990 год. Дело в том, что как раз накануне Великого поста я принял крещение — это было на масленице. В то время еще не было никаких огласительных бесед, на которых могли бы объяснить, что в древности для крещения существовали особые дни. Уже потом я узнал, что некогда и сам Великий пост рассматривался как подготовка к Таинству Крещения. Как мог, я, конечно, подготовился — выучил Символ веры и даже заказал себе крестильную рубашку в каком-то ателье, чем вызвал большое удивление у портнихи. После того, как Таинство было завершено, священник сказал мне, что теперь я православный христианин и должен выполнять все, что заповедует делать Церковь. А поскольку через несколько дней начинался Великий пост, то, следовательно, я должен был начать поститься.

Поскольку отступать было некуда, я решил поинтересоваться у своего крестного отца, что можно есть в пост, а что нет. С каждым ответом крестного я становился все грустнее, поскольку узнавал, что из того, к чему я привык, практически ничего нельзя. Про мясо у меня, в общем, никаких иллюзий не было, молочные продукты — да, жалко, но что поделаешь? Рыбу можно всего два раза — это погоды не делает. Но даже яйца нельзя… Это уже совсем тяжело, ведь яичница на завтрак была самым любимым блюдом. Что ж, придется смириться и с этим.

Здесь следует напомнить, что в 1990 году еще не было таких магазинов, где можно купить все что душе угодно, были бы деньги. На излете советской эпохи перебои с продуктами были даже в Москве. Так что о богатых белком и витаминами авокадо и тому подобного не могло быть и речи. Пришлось существенно пересмотреть свой рацион. Помню, что мне удалось где-то купить бутылку соевого соуса. Этот экзотический по тем временам продукт только стал появляться в продаже. Один мой знакомый объяснил мне, что соевый соус следует есть с рисом. Так именно рис с соевым соусом и стал моим основным блюдом на время первого Великого поста.

Поскольку я еще практически ничего не понимал в богослужении, то первый пост стал для меня почти исключительно упражнением в воздержании. Это было время, когда я испытывал на прочность обеты, данные при Крещении. По крайней мере, именно так я это воспринимал. Конечно, я молился, как мог, но еще ничего толком не знал ни о Великом покаянном каноне, ни о преждеосвященных литургиях, участие в которых облегчает труд постящегося, ни о том, что по воскресеньям совершаются особые литургии — святителя Василия Великого.

"От первого поста у меня сохранилось, главным образом, воспоминание о том, что длился он бесконечно долго. И когда пришла Пасха и настало время разговения, я никак не мог поверить, что теперь действительно можно есть все те вещи, которые я раньше — до крещения — ел совершенно не задумываясь.

Со временем, по мере того как я больше узнавал о Великом посте, о его традициях и дисциплине, появилась возможность сосредоточиться на его духовной стороне. В этом плане очень помогли постовые богослужения. Я помню, что в Московской духовной семинарии, куда я поступил учиться в 1994 году, на первой неделе Великого поста отменялись все занятия и студенты утром и вечером молились в храме. То же самое повторялось и на Страстной неделе. И хотя привыкнуть к этим многочасовым службам было нелегко, духовная польза от них была огромной. Этой же практики мы придерживаемся и сейчас в Казанской духовной семинарии.

Пост важен, прежде всего, как тренировка воли. Ведь именно слабоволие мешает нам бороться с грехом, делает нас мягкотелыми и неустойчивыми перед искушениями. За всю свою христианскую жизнь я еще ни разу не пожалел о том, что постился, но много раз жалел, что нарушал пост — причем не столько вкушая непостную пищу, сколько совершая поступки, неподобающие христианину.

Тем, кто ищет в посте что-то чудесное, могу сказать одно: сам факт прохождения поста современным человеком уже может расцениваться как чудо. Ведь сознательное самоограничение — это уже победа над собой. Маленькая или большая — цену этой победы знает всякий постящийся.

И в свете этой личной победы мы гораздо лучше начинаем понимать смысл той великой духовной победы, которую даровал нам Христос, победивший Своим Воскресением саму смерть.

SOURCE: https://foma.ru
 статью добавил Игорь Гончаренко

13.03.2018


<< Назад к списку  | Просмотров: 165

ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru
 


Войти, чтобы оставить комментарий.

Если же невозможно добру быть добре делаему без благодати Божией, то каким истинным добром может хвалиться человек, якобы оно было его собственное дело? Никаким. Потому-то истинные христиане, яко сознающие, что ничего добраго не имеют в себе от себя, но все от благодати Божией, бывают всегда смиренны и сокрушенны, что и служит признаком истинных христиан.
Симеон Новый Богослов